Название проекта
«Измайловская перспектива»
Расположение
г. Санкт-Петербург, территория, ограниченная Обводным каналом, Митрофаньевским шоссе, Благодатной улицей и Московским проспектом
Стадия проекта
Концепция
Год
2008

Представляемая концепция предлагает один из возможных вариантов формирования застройки территории «Измайловская перспектива», в основу которого положены решения Проекта планировки территории, разработанного на основе градостроительных идей Генерального плана Санкт-Петербурга для южной части города. Проект планировки разработан СПБ ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» и утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 864 от 16.07.2007. Концепция полностью учитывает материалы ВРЗ-07-0171, а также, решения Общественного Градостроительного совета, одобрившего предложения по созданию системы высотных ограничений для данной территории, на основе которых, будет разработан новый высотный регламент.

Основной градостроительный замысел Проекта планировки состоит в том, чтобы путем соединения в одно целое Измайловского и Новоизмайловского проспектов создать еще одну магистраль городского значения, проходящую сквозь толщу «промышленного пояса» для соединения центра города с южными жилыми массивами и значительного улучшения транспортной проницаемости города в южном направлении. Эта «пробивка» становится планировочным стержнем огромного (более 470 га) пространства многофункциональной застройки, разделенного улично-дорожной сетью на 57 кварталов различной площади и конфигурации. Все планировочные решения Проекта планировки полностью учтены и оставлены без изменений в предлагаемой концепции застройки.

Функциональное наполнение кварталов определено Проектом планировки с учетом особой градостроительной значимости всей территории, а также придания ей коммерческой привлекательности, поэтому основная масса кварталов предназначена для общественно-деловой застройки, при этом, примерно в половине из них, разрешается размещение жилья. Для части кварталов, с учетом их положения в планировочном пространстве, функция определена более конкретно. Поэтому часть кварталов предназначена для размещения объектов обслуживания и торговли (7501А, 7501Б, 7501Б-1, 7503В, 7513-4, 7513А-2, 7610Б,7507А), культовых, спортивно-развлекательных и культурно-зрелищных объектов (7501Б-1, 7509А-4). Кварталы 7501Б-14 и 7513 предназначены для сохранения существующих кладбищ и планируемого размещения перезахоронений. Для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены кварталы 751 ЗА, 7515А, 7515А-1.

В настоящее время территория проекта расположена в пространстве «промышленного пояса», в связи с чем, практически все запроектированные кварталы, пространства магистралей и местных улиц плотно застроены зданиями и сооружениями, относящимися к категории промышленных, складских и инженерно-транспортных и иных функций, в том числе и жилых. Значительную площадь занимают железнодорожные пути, ранее обеспечивавшие функционирование Варшавского вокзала и его складской и сервисной зоны, а также, доставку и вывоз грузов с промышленных предприятий, расположенных в этой части промышленной зоны.

Проект планировки предполагает полный вынос всех железнодорожных путей, за исключением участка северного полукольца, в дальнейшем предназначенного для обеспечения пассажирских внутригородских перевозок. По состоянию на сегодня, складские и промышленные предприятия имеют различный имущественно-правовой статус, а их многочисленные здания и сооружения имеют разную степень капитальности и технического состояния, различны по конфигурации и этажности, архитектурным и композиционным достоинствам. На сегодня, также, отсутствуют материалы какого-либо комплексного обследования этих промышленных зданий на предмет их возможного сохранения с целью приспособления под иные, более коммерчески привлекательные функции. Поэтому разработчики Проекта планировки при формировании улично-дорожной сети и функционального наполнения кварталов приняли решение, в значительной степени, не учитывать сложившуюся застройку ввиду ее рыхлости, хаотичности, низкой плотности и неэффективности.

Предлагаемая концепция застройки базируется на том же «допущении», что почти вся малоценная и неэффективная промышленная и иная застройка может быть постепенно снесена и поэтапно заменена новыми зданиями в соответствии с проектами застройки каждого отдельного квартала. В отдельных кварталах, преимущественно расположенных вдоль Московского проспекта, находится много зданий, отнесенных к категории охраняемых памятников гражданской и промышленной архитектуры. В предлагаемой концепции застройки все они сохранены и включены в объемно-пространственные композиции кварталов с учетом изменения их функционального назначения.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Руководитель проекта: Харченко Олег Андреевич
ГАП: Зверева Ирина Глебовна
Архитекторы: Пунтус Тимофей, Бурчик Ирина, Энгельке Нестор